Как ученица Барбары Фредриксон и член Международной ассоциации позитивной психологии, я часто упоминаю позитивную психологию. Честно говоря, у меня было впечатление, что все люди вокруг меня знают, что такое позитивная психология, и это понятие не требует объяснений. На самом деле оказалось, что всё совсем не так. Общаясь с клиентами, я поняла, что большинство позитивную психологию не отличают от психологии в целом. То есть «позитивная» — это просто красивое прилагательное для психологии, чтобы привлечь к ней больше народа. Другие считают, что позитивная психология – это состояние некоей идиотической радости, когда человек счастлив, что бы ни произошло. То есть у него все плохо, но он себя убеждает, что у него всё зашибись. И ходит с улыбкой до ушей с утра до вечера. Или человек просто отказывается видеть и осознавать плохое в своей жизни, а видит только позитив. И он весь такой позитивный, всегда на позитиве, все у него любимые и сладкие, и все креативненько. Уверена, что встречали такой типаж, и возможно подумали: вот он, адепт позитивной психологии. Правда? Интересно, а как думаете Вы? Напишите, прежде чем читать дальше. Будет интересно сравнить.
Истоки позитивной психологии
Конечно, это неверные представления. А что же является верным? Начнём с истории. Во-первых, позитивная психология — это отдельная область психологии, появившаяся сравнительно недавно, в начале 21-го века благодаря Мартину Зелигману, Михаю Чиксентмихайи и Крису Петерсену.
Идея, которая стоит у истоков позитивной психологии, лучше всего описывается притчей о человеке, который вышел на берег реки и увидел множество кричащих и стонущих людей, которых несёт сильное течение. Человек бросается к реке, чтобы помочь людям, и видит другого человека, который стоит на отмели и вытаскивает людей из воды, оттаскивает их на сухое место и всячески им помогает. Часть людей после этого поднимается и медленно бредёт дальше на сушу. Наш герой подбегает к этому человеку и спрашивает: «Кто вы? Вы такой молодец!» Человек отвечает: «Я врач, я помогаю этим несчастным.» Наш герой говорит: «Вы спасаете людей, Вы делаете замечательную работу!» На что врач отвечает: «Спасибо, я стараюсь, но у меня не остается времени, чтобы подняться вверх по течению и посмотреть, что заставляет всех этих людей падать в воду».
Мартин Зелигман сделал то, что не успевал этот врач, и поднялся вверх по течению традиционной психологии, создав позитивную психологию. В отличие от традиционной психологии она ориентирована на работу со здоровыми, а не с больными людьми, с причинами, а не следствием. Лечить больных людей совсем не то же самое, что продвигать здоровье у здоровых. Избавляться в жизни от того, что мы не хотим, не означает, что мы получаем то, что хотим. Ещё раз хочу подчеркнуть: позитивная психология — это единственная область психологии, которая работает исключительно с людьми психически здоровыми.
Все остальные области психологии работают с людьми больными, например, шизофрениками, людьми с расстройствами психики и прочее. Особенно меня веселят расплодившиеся нейропсихологи, которые пытаются давать советы здоровым людям. Нейропсихология – это вообще область экспериментальной, ещё раз по буквам, э-к-с-п-е-р-и-м-е-н-т-а-л-ь-н-о-й психологии, где работают исследователи с людьми, у которых обычно в результате травмы не функционирует какая-то часть головного мозга. Интересующиеся нейропсихологией могут обратится на сайт Американской психологической ассоциации. Интересно, все ли, кто обращается к нашим, активно рекламирующимся нейропсихологам, лишены части головного мозга?
Поэтому слово «позитивный» в определении позитивной психологии означает всего лишь противопоставление с негативным, то есть лечением уже больных людей.
Позитивная психология как наука
Во-вторых, позитивная психология — это наука. Здесь нет места технологиям вуду с неясными результатами и запутанными практиками. Здесь точно не порекомендуют носить юбку вместо брюк для изменения Вашей жизни. В ней используются те методы, подходы и стратегии, которые доказали свою эффективность в научных исследованиях, где активно используются не только опросы обследуемых, но и такие независимые средства, как магнитная резонансная томография головного мозга, изменение пульса, состава крови. Картина мозговых возбуждений, передачи сигнала внутри мозга не может быть сфальсифицирована и на неё не может быть оказано внешнее воздействие.
Ещё раз подчеркну: методики научно апробированы, подтверждены, их позитивное влияние было доказано на ряде исследований с участием контрольных групп пациентов, то есть так, как испытывают и проверяют лекарственные средства.
Надо вообще отметить, что в западной психологии уже давно прописаны методики лечения большинства психических болезней и какие при этом конкретные методы должны использоваться. Эти методики основаны не на отдельных истериях успеха, а на огромных базах данных, состоящих из историй болезни и лечения больных различными методами с тридцатых годов 20-го века до сегодняшнего дня, где эффективность каждого метода оценивается, проверяется и прикладывается к конкретной ситуации. В результате арсенал используемых средств постоянно пополняется как медикаментозными препаратами, так и не медикаментозными техниками.
В этом отличие западного подхода от подхода подавляющего большинства психологов на территории бывшего Советского Союза, которые при встрече с новым пациентом каждый раз изобретают велосипед и перебирают методы — этот не пошёл, давайте вот этот попробуем, тогда как западный психолог-профессионал, ознакомившись с ситуацией и диагнозом, сразу применяет комплекс одобренных и научно подтверждённых методик, которые практически гарантированно дают нужный результат.
Позитивная психология как наука — это изменение Вашего внутреннего, вследствие чего меняется Ваше внешнее. И по мнению основоположников, позитивную психологию невозможно абсорбировать как наблюдатель, она требует Вашей собственной работы над собой, иначе останется набором абстрактных истин.
Позитивный не значит постоянно в позитиве
В-третьих, позитивная психология совсем не означает, что Вы все время ходите с привязанной к ушам улыбкой. Основной посыл позитивной психологии и заключается в том, что есть некий баланс позитивных и негативных эмоций, который может отклоняться в ту или иную сторону в зависимости от Ваших жизненных обстоятельств и Вашего отношения к жизни. Поэтому, как и любой нормальный человек, клиент позитивного психолога испытывает стресс, печаль, гнев, другие негативные эмоции, переживает их, но в отличие от обычного человека клиент знает, как быстро справиться с негативными эмоциями, как оставаться устойчивым к стрессам и повышать свою устойчивость, как попасть в идущую вверх спираль позитивных эмоций, а не спускаться по спирали негативных эмоций к депрессии.
То есть клиент позитивного психолога — это нормальный, психически здоровый человек, который развивает свою психическую сферу и мозг для того, чтобы быть успешным, счастливым, как в жизни, так и в отношениях с другими. В этом плане позитивный психолог похож на фитнес тренера, который тоже имеет дело со здоровыми людьми, которые хотят просто привести себя в лучшую физическую форму, лучше выглядеть, лучше себя чувствовать и просто лучше жить. Это своего рода профилактика, которая предотвращает сползание человека к психическим расстройствам различного плана.
Позитивная психология в бывшем СССР
Ну и наконец, последнее. Позитивная психология на территории бывшего СССР — это и идти дорогой первопроходцев, и поднимающий голову карго-культ.
Дорога первопроходцев — потому что приходится преодолевать сопротивление и неприятие подавляющего большинства наших психологов, которые подготовлены, образованы и владеют инструментарием для работы с больными, а не здоровыми людьми, поэтому везде видят патологии. Просто глаз так натренирован, поэтому, например, для улучшения отношений в браке рекомендуют погружаться в детско-родительские отношения, хотя это прямая дорога, даже более того скоростная магистраль, к разводу. Однако именно так лечат больных людей, для этого изучают фрейда, юнга, гештальт-терапии и прочие вещи, которые вполне эффективны, но которым современная мировая психология чётко отводит место и время.
Наши психологи для работы со здоровыми людьми используют инструментарий, который ориентирован на работу с больными, то есть это как если вместо поддерживающих витаминов вам вкатывают лошадиную дозу нитроглицерина. Зачем? Да, на всякий случай, ведь все идёт от сердца. Сердце, возможно, и выдержит, а вот лёгкие, печень, почки и остальные части организма будут реагировать совсем по-другому.
Я знаю немало примеров в моей практике, когда люди подсаживаются на разного рода психологические техники и не могут с них слезть. Это распространённая проблема и в Штатах, но там у Вас есть возможность выбрать себе психотерапевта и пожаловаться в комиссию, если что пойдёт не так. У нас Вы уже сразу больной, причём на голову, и жалобы от Вас не принимают. Наше отставание в этой области велико и продолжает расти с каждым днём ещё и по ниже описанной причине.
Позитивная психология — это в наших странах также карго-культ, потому что под этим названием проходит все, что угодно. От рассказов про техники тонкого плана до советов здравого смысла. То есть слово такое есть, но означает оно что-то совершенно иное, чем во всем мире, иногда даже противоположное по смыслу. Слово модное, поэтому цепляется на все, что угодно, как «марафон», «детокс» и прочий «тайм-менеджмент». Поэтому в толпе заявляющих о себе как позитивных психологах сложно найти тех, кто реально понимает в этой науке и ведёт себя ответственно, а не выдаёт собственные умозаключения и гипотезы за авансы мировой науки, не бежит за жареным фактом. Поэтому я на своем сайте и в соцсетях буду, с одной стороны, развенчивать популярные заблуждения, а с другой, давать реальные и эффективные советы позитивного психолога. Вы со мной? Тогда вперёд! Начинаем!