В обсуждении брутальных компьютерных игр (типа „стрелялок“, „войнушек“ и прочих „охот на зомби“) всегда слышится недоговоренность дискусии о том, что первично: курица или яйцо, агрессия, живущая в человеке, перенесенная в игру, или агрессия игры, влияющая на уровень агрессивности человека. Есть много доводов за то, что подавленная агрессивность должна искать и находить себе выход, и лучше если этот выход окажется в игре или спорте, где человек ограничен правилами, хотя может симулировать выплеск агрессии на воображаемого, виртуального или даже реального противника, но всегда без большого ущерба для окружающих.
Однако в реальном мире человек чаще слышит аргументы в пользу того, что „худой мир лучше доброй ссоры“, а внезапный выплеск агрессии , особенно со стороны ВИП-персон, подается как не политкорректное и не джентльменское/дамское поведение, отражающее слабость таких персон, неумение себя контролировать, аргументировать и вообще недостаточную взрослость. То есть рассматривается как недостаток.
Если же посмотреть на это со стороны самого человека, инициировавшего или вступившего в конфликт, то за показательным внешним раскаянием, мы копнув глубже, увидим … радость. Да-да, именно радость освобождения от навязанных и неочевидных норм поведения, счастья от разрешения давно назревшей проблемы, что дает возможность выйти из зависнувшей ситуации, резко двинуть ее вперед, стартовать из нового положения „с чистого листа“ , в целом, радость обновления.
Именно в этом радость конфликта: назвать врага врагом, козла козлом, сцепится в жесткой схватке, не уступая ни пяди, и наконец выйти из двусмысленностей и экивоков, которые обременяют наше психическое состояние. Заодно открытое противостояние прогоняет волну адреналина по всем клеточкам, давая импульс нашим реакциям и идеям.
Да, к конфликту надо быть готовым, да, нужно стараться оценить риски и свои шансы на победу, да, можно потерять, а не приобрести, но все это не отменяет чистую прозрачную радость конфликта. Привет настоящим берсеркам!